С 1 июля стартует эксперимент по маркировке готовых слабоалкогольных напитков — джин-тоников, ром-колы и т. п. Это один из самых быстрорастущих видов спиртного — в 2022 г. продажи выросли почти на 50%, в 2023 г. — еще на 15%.
Коктейли — традиционно проблемный рынок и дополнительный контроль здесь уместен. Производители много лет практиковали выпуск джин-тоника под видом пивного напитка или медовухи, чтобы сэкономить на акцизе. С 1 мая акцизы поднялись в 3-5 раз, и соблазн выдать один напиток за другой стал больше. «Очаково» собиралось выпустить пивной напиток со вкусом джин-тоника: акциз за литр пивного напитка составляет 26 руб., а за литр коктейля — уже 141 руб.
Маркировку «Честный знак» в ходе эксперимента попытаются объединить с ЕГАИС. В итоге на бутылке останется только один код. Он обойдется компаниям в 60 коп. вместо 1,6 руб. за действующие марки с информацией из ЕГАИС.
⚡Игорь Косарев, президент Союза производителей алкогольной продукции (СПАП), вице-президент ГК «Руст»:
По итогам эксперимента должен будет остаться только один код «Честного знака» и компании смогут снизить затраты. Вместо 1,6 руб. за федеральные специальные марки (ФСМ) Гознака они будут платить только 60 коп. (50 коп. + НДС) за марку «Честного знака». Союз участвовал в обсуждении с ведомствами принципа маркировки. Код ЦРПТ будет наноситься прямо на ФСМ на Гознаке, и будет бесплатным, поэтому для бизнеса это не создает дополнительной финансовой нагрузки и не потребует установки оборудования на предприятиях.
⚡Павел Шапкин, руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики:
Слабоалкогольные напитки — традиционно проблемная категория алкоголя. Обязательная маркировка даст возможность заблокировать продажу нелегальной продукции по всей России.
⚡Ольга Епифанова, сенатор:
Имеющийся опыт маркировки товаров показывает, что она способствует уходу с рынка контрафактной продукции и наращиванию объемов производства и продаж легальных производителей.
⚡Игорь Караваев, председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ):
Торговые сети-члены АКОРТ всегда участвуют в экспериментах по тестированию маркировки: это позволяет заранее отработать все бизнес-процессы и подготовиться к введению обязательных требований.
⚡Ораз Дурдыев, президент холдинга «Объединенные пивоварни»:
Маркировка стала помогать с обелением пивного рынка. Люди поняли, что маркировка — это серьезное решение, отслеживаемое на государственном уровне.
⚡Игорь Хавский, совладелец пивоварни Gletcher и дистрибутора Swam Group:
Надзорные и правоохранительные органы в регионах могли бы усилить контроль и пресекать деятельность нарушителей в том числе с использованием информации из этих систем.
Метки: маркировка, новости